Основная образовательная программа основного общего образования  бюджетного общеобразовательного учреждения города Омска «Средняя общеобразовательная школа № 144» (далее – школа) нацелена  на  обеспечение  выполнения требований ФГОС ООО, определяет содержание и организацию образовательного процесса на уровне основного общего образования и направлена на формирование общей культуры обучающихся, их духовно- нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, самосовершенствование, обеспечивающие социальную успешность, развитие творческих способностей, сохранение и укрепление здоровья.

Программа соответствует основным принципам государственной политики РФ в области образования, изложенным в Федеральном законе «Об образовании в РФ»:

  • гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности;
  • воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;
  • единство федерального культурного и образовательного пространства, защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства;
  • содействие взаимопониманию и сотрудничеству между  людьми,  народами независимо от национальной, религиозной и социальной принадлежности;
  • общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся и воспитанников;
  • обеспечение самоопределения личности, создание условий для самореализации, творческого развития;
  • формирование у обучающегося  адекватной  современному  уровню знаний и ступени обучения картины мира;
  • формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества.

Понимание необходимости происходящих перемен в российском образовании нашло свое отражение в разработке основной образовательной программы школы, поиске подходов к ее реализации.

ООП ООО разработана в соответствии с возрастными возможностями обучающихся, которые включают в себя:

  • возникновение нового отношения к учению стремление к самообразованию, тенденция к самостоятельности в учении;
  • желание ставить цели и планировать ход учебной работы, потребность в экспертной оценке своих достижений, повышение внутренней уверенности в своих умениях, появление новых требований к учебной деятельности самим подростком;
  • обеспечение условий для его самооценки и самораскрытия, повышение значимости для уважаемых подростком людей, для общества;
  • становление принципиальной склонности подростка к  изучению  того  или иного предмета, знание цели изучения предмета, возможность применения результатов обучения в решении практических, социально- значимых задач;
  • появление новых форм обучения, в которых подросток  может  реализовать свою активность, деятельностный характер мышления, общение со сверстниками как  самостоятельной  сферы  жизни, проявление интереса к собственной личности, стремления  к неизвестному, к приключениям, героизму, испытанию себя, стремления к волевым усилиям;
  • пробуждение активного взаимодействия, экспериментов в мире социальных отношений;
  • появление к концу подросткового возраста способности к инициативе, осознанности и ответственности в деятельности.

Основная образовательная программа основного общего образования определяет содержание, организацию образовательного процесса на уровне основного общего образования в школе и в связи с этим ставит следующие цели:

  • достижение выпускниками планируемых результатов: знаний, умений, навыков, компетенций и компетентностей, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями обучающегося, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья;
  • становление и развитие личности обучающегося в ее самобытности,уникальности, неповторимости;
  • формирование общешкольного разновозрастного сплоченного многонационального и поликонфессионального коллектива, объединенного общими ценностями, основанными на общечеловеческих нравственных принципах, общих интересах, устремлений, реализуемым в совместной деятельности педагогов, обучающихся и их родителей (законных представителей).

Достижение поставленных целей предусматривает решение следующих основных задач:

  • обеспечение соответствия основной образовательной программы требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО);
  • обеспечение преемственности начального общего, основного общего, среднего общего образования;
  • обеспечение доступности получения качественного основного общего образования, достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования всеми обучающимися, в том числе детьми-инвалидами и детьми с ОВЗ;
  • установление требований к воспитанию и социализации обучающихся как части образовательной программы и соответствующему усилению воспитательного потенциала школы, обеспечению индивидуализированного психолого-педагогического сопровождения каждого обучающегося, формированию образовательного базиса, основанного не только на знаниях, но и на соответствующем  культурном  уровне  развития  личности, созданию необходимых условий для ее самореализации;
  • обеспечение эффективного сочетания урочных и внеурочных форм организации учебных занятий;
  • взаимодействия всех участников образовательных отношений; взаимодействие образовательной организации при реализации основной образовательной программы с социальными партнерами;
  • выявление и развитие способностей обучающихся, в том числе детей, проявивших выдающиеся способности, детей с ОВЗ и инвалидов, их интересов через систему клубов, секций, студий и кружков, общественно полезную деятельность, в том числе с использованием возможностей образовательных организаций дополнительного образования;
  • организацию  интеллектуальных и творческих соревнований, научно- технического  творчества, проектной и учебно-исследовательской деятельности;
  • участие обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников и общественности  в  проектировании  и развитии внутришкольной социальной среды, школьного уклада;
  • включение обучающихся в процессы познания и преобразования внешкольной социальной среды (района, города) для приобретения опыта реального управления и действия;
  • социальное и учебно-исследовательское проектирование, профессиональная ориентация обучающихся при поддержке педагогов, психологов,  социальных педагогов.

Для реализации ООП основного общего образования определяется нормативный срок – 5 лет, который связан с двумя этапами возрастного развития:

  • первый этап  –  5 – 7 классы (11-13  лет) как образовательный переход  от младшего школьного к подростковому возрасту через пробы построения учащимися индивидуальной образовательной траектории в зависимости от разных видов деятельности, обеспечивающий плавный и постепенный переход обучающихся с одной ступени образования на другую;
  • второй этап – 8 – 9 классы (13-15 лет) как этап самоопределения подростка через апробацию себя в разных видах деятельности, координацию разных учебных предметов, построение индивидуальных образовательных маршрутов (траекторий) в разных видах деятельности, наличие личностно значимых образовательных событий, что должно привести к становлению позиции как особого способа рассмотрения вещей, удерживающего разнообразие и границы возможных видений в учебном предмете.

Реализация ООП может осуществляться в следующих видах деятельности подростков:

  • совместной распределенной учебной деятельности в личностно ориентированных    формах  (включающих  возможность самостоятельного планирования и целеполагания, возможность проявить свою индивидуальность, выполнять функции контроля, оценки, дидактической организации материала и пр.;
  • индивидуальной учебной деятельности при осуществлении индивидуальных образовательных маршрутов, программ;
  • совместной     распределенной    проектной        деятельности, ориентированной на получение социально значимого продукта;
  • учебно-исследовательской    деятельности   в        ее     разных     формах;
  • социальное     экспериментирование, направленное на     выстраивание отношений с окружающими людьми, тактики собственного поведения;
  • творческой       деятельности   (художественной,    технической     и       других видах деятельности);
  • спортивной деятельности.

Программа адресована:

  • обучающимся и родителям (законным представителям) обучающихся для информирования о целях, содержании, организации и  предполагаемых результатах деятельности школы по достижению каждым обучающимся образовательных результатов для определения сферы ответственности за достижение результатов образовательной деятельности школы, родителей и обучающихся и возможностей для взаимодействия;
  • учителям для углубления понимания смыслов образования и в качестве ориентира в практической образовательной деятельности;
  • администрации школы для координации деятельности педагогического коллектива по выполнению требований к результатам и условиям освоения учащимися ООП ООО, для  регулирования  отношений субъектов образовательного процесса, для принятия управленческих решений на основе мониторинга эффективности процесса, качества условий и результатов образовательной деятельности.

Содержание основной образовательной программы основного общего образования формируется с учетом:

  • создания условий для получения обучающимися качественного образования в соответствии с государственными стандартами;
  • развития  творческой,      конкурентоспособной,   общественно-активной, функционально-грамотной, устойчиво развитой личности;
  • организации учебного процесса в безопасных и комфортных условиях;
  • обеспечения качества образования, позволяющего выпускникам эффективно взаимодействовать с экономикой и обществом в соответствии с требованиями времени;
  • воспитания личности ученика, его нравственных и духовных качеств;
  • обеспечения досуговой занятости, создания условий  для удовлетворения интересов и развития разнообразных способностей.