Основная образовательная программа основного общего образования бюджетного общеобразовательного учреждения города Омска «Средняя общеобразовательная школа № 144» (далее – школа) нацелена на обеспечение выполнения требований ФГОС ООО, определяет содержание и организацию образовательного процесса на уровне основного общего образования и направлена на формирование общей культуры обучающихся, их духовно- нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, самосовершенствование, обеспечивающие социальную успешность, развитие творческих способностей, сохранение и укрепление здоровья.
Программа соответствует основным принципам государственной политики РФ в области образования, изложенным в Федеральном законе «Об образовании в РФ»:
- гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности;
- воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;
- единство федерального культурного и образовательного пространства, защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства;
- содействие взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо от национальной, религиозной и социальной принадлежности;
- общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся и воспитанников;
- обеспечение самоопределения личности, создание условий для самореализации, творческого развития;
- формирование у обучающегося адекватной современному уровню знаний и ступени обучения картины мира;
- формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества.
Понимание необходимости происходящих перемен в российском образовании нашло свое отражение в разработке основной образовательной программы школы, поиске подходов к ее реализации.
ООП ООО разработана в соответствии с возрастными возможностями обучающихся, которые включают в себя:
- возникновение нового отношения к учению стремление к самообразованию, тенденция к самостоятельности в учении;
- желание ставить цели и планировать ход учебной работы, потребность в экспертной оценке своих достижений, повышение внутренней уверенности в своих умениях, появление новых требований к учебной деятельности самим подростком;
- обеспечение условий для его самооценки и самораскрытия, повышение значимости для уважаемых подростком людей, для общества;
- становление принципиальной склонности подростка к изучению того или иного предмета, знание цели изучения предмета, возможность применения результатов обучения в решении практических, социально- значимых задач;
- появление новых форм обучения, в которых подросток может реализовать свою активность, деятельностный характер мышления, общение со сверстниками как самостоятельной сферы жизни, проявление интереса к собственной личности, стремления к неизвестному, к приключениям, героизму, испытанию себя, стремления к волевым усилиям;
- пробуждение активного взаимодействия, экспериментов в мире социальных отношений;
- появление к концу подросткового возраста способности к инициативе, осознанности и ответственности в деятельности.
Основная образовательная программа основного общего образования определяет содержание, организацию образовательного процесса на уровне основного общего образования в школе и в связи с этим ставит следующие цели:
- достижение выпускниками планируемых результатов: знаний, умений, навыков, компетенций и компетентностей, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями обучающегося, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья;
- становление и развитие личности обучающегося в ее самобытности,уникальности, неповторимости;
- формирование общешкольного разновозрастного сплоченного многонационального и поликонфессионального коллектива, объединенного общими ценностями, основанными на общечеловеческих нравственных принципах, общих интересах, устремлений, реализуемым в совместной деятельности педагогов, обучающихся и их родителей (законных представителей).
Достижение поставленных целей предусматривает решение следующих основных задач:
- обеспечение соответствия основной образовательной программы требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО);
- обеспечение преемственности начального общего, основного общего, среднего общего образования;
- обеспечение доступности получения качественного основного общего образования, достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования всеми обучающимися, в том числе детьми-инвалидами и детьми с ОВЗ;
- установление требований к воспитанию и социализации обучающихся как части образовательной программы и соответствующему усилению воспитательного потенциала школы, обеспечению индивидуализированного психолого-педагогического сопровождения каждого обучающегося, формированию образовательного базиса, основанного не только на знаниях, но и на соответствующем культурном уровне развития личности, созданию необходимых условий для ее самореализации;
- обеспечение эффективного сочетания урочных и внеурочных форм организации учебных занятий;
- взаимодействия всех участников образовательных отношений; взаимодействие образовательной организации при реализации основной образовательной программы с социальными партнерами;
- выявление и развитие способностей обучающихся, в том числе детей, проявивших выдающиеся способности, детей с ОВЗ и инвалидов, их интересов через систему клубов, секций, студий и кружков, общественно полезную деятельность, в том числе с использованием возможностей образовательных организаций дополнительного образования;
- организацию интеллектуальных и творческих соревнований, научно- технического творчества, проектной и учебно-исследовательской деятельности;
- участие обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников и общественности в проектировании и развитии внутришкольной социальной среды, школьного уклада;
- включение обучающихся в процессы познания и преобразования внешкольной социальной среды (района, города) для приобретения опыта реального управления и действия;
- социальное и учебно-исследовательское проектирование, профессиональная ориентация обучающихся при поддержке педагогов, психологов, социальных педагогов.
Для реализации ООП основного общего образования определяется нормативный срок – 5 лет, который связан с двумя этапами возрастного развития:
- первый этап – 5 – 7 классы (11-13 лет) как образовательный переход от младшего школьного к подростковому возрасту через пробы построения учащимися индивидуальной образовательной траектории в зависимости от разных видов деятельности, обеспечивающий плавный и постепенный переход обучающихся с одной ступени образования на другую;
- второй этап – 8 – 9 классы (13-15 лет) как этап самоопределения подростка через апробацию себя в разных видах деятельности, координацию разных учебных предметов, построение индивидуальных образовательных маршрутов (траекторий) в разных видах деятельности, наличие личностно значимых образовательных событий, что должно привести к становлению позиции как особого способа рассмотрения вещей, удерживающего разнообразие и границы возможных видений в учебном предмете.
Реализация ООП может осуществляться в следующих видах деятельности подростков:
- совместной распределенной учебной деятельности в личностно ориентированных формах (включающих возможность самостоятельного планирования и целеполагания, возможность проявить свою индивидуальность, выполнять функции контроля, оценки, дидактической организации материала и пр.;
- индивидуальной учебной деятельности при осуществлении индивидуальных образовательных маршрутов, программ;
- совместной распределенной проектной деятельности, ориентированной на получение социально значимого продукта;
- учебно-исследовательской деятельности в ее разных формах;
- социальное экспериментирование, направленное на выстраивание отношений с окружающими людьми, тактики собственного поведения;
- творческой деятельности (художественной, технической и других видах деятельности);
- спортивной деятельности.
- обучающимся и родителям (законным представителям) обучающихся для информирования о целях, содержании, организации и предполагаемых результатах деятельности школы по достижению каждым обучающимся образовательных результатов для определения сферы ответственности за достижение результатов образовательной деятельности школы, родителей и обучающихся и возможностей для взаимодействия;
- учителям для углубления понимания смыслов образования и в качестве ориентира в практической образовательной деятельности;
- администрации школы для координации деятельности педагогического коллектива по выполнению требований к результатам и условиям освоения учащимися ООП ООО, для регулирования отношений субъектов образовательного процесса, для принятия управленческих решений на основе мониторинга эффективности процесса, качества условий и результатов образовательной деятельности.
Содержание основной образовательной программы основного общего образования формируется с учетом:
- создания условий для получения обучающимися качественного образования в соответствии с государственными стандартами;
- развития творческой, конкурентоспособной, общественно-активной, функционально-грамотной, устойчиво развитой личности;
- организации учебного процесса в безопасных и комфортных условиях;
- обеспечения качества образования, позволяющего выпускникам эффективно взаимодействовать с экономикой и обществом в соответствии с требованиями времени;
- воспитания личности ученика, его нравственных и духовных качеств;
- обеспечения досуговой занятости, создания условий для удовлетворения интересов и развития разнообразных способностей.