Образовательная программа начального общего образования (далее - ООП НОО) БОУ г. Омска «Средняя общеобразовательная школа № 144» (далее - школа) разработана педагогическим коллективом школы и является логическим продолжением предыдущих образовательных программ, где учтены материалы, полученные в ходе реализации программ.
ООП НОО разработана в соответствии со стратегией развития уровня начального общего образования школы и системой тактических задач по реализации стратегических целей в образовательной деятельности.
ООП НОО - представляет собой нормативный документ, регламентирующий содержание и организацию образовательного процесса начального общего образования, включающий комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогические условия (формы аттестации, учебный план, календарный учебный график, рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочные и методические материалы).
ООП НОО составлена на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, учебно-методического комплекта «Школа России», учебно-методического комплекта «Планета знаний» с учетом особенностей школы, педагогических возможностей, её научных, кадровых, организационных ресурсов, а также образовательных потребностей и запросов участников образовательного процесса.
Содержание ООП НОО отражает требования ФГОС НОО и содержит три основных раздела: целевой, содержательный и организационный.
Целевой раздел определяет общее назначение, цели, задачи и планируемые результаты реализации основной образовательной программы, конкретизированные в соответствии с требованиями ФГОС НОО, а также способы определения достижения этих целей и результатов.
Целевой раздел включает:
- пояснительную записку
- планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования
- систему оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы.
Содержательный раздел определяет общее содержание начального общего образования и включает образовательные программы, ориентированные на достижение личностных, предметных и метапредметных результатов, в том числе:
- программу формирования универсальных учебных действий у обучающихся;
- программы отдельных учебных предметов, курсов;
- программу духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся;
- программу формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни;
- программу коррекционной работы.
Организационный раздел устанавливает общие рамки организации образовательной деятельности, а также механизм реализации компонентов основной образовательной программы.
Организационный раздел включает:
- учебный план начального общего образования;
- план внеурочной деятельности;
- календарный учебный график;
- систему условий реализации основной образовательной программы в соответствии с требованиями ФГОС НОО.
Школа обеспечивает ознакомление обучающихся и их родителей (законных представителей) как участников образовательных отношений:
- с уставом и другими документами, регламентирующими осуществление образовательной деятельности в школе;
- с их правами и обязанностями в части формирования и реализации основной образовательной программы начального общего образования, установленными законодательством Российской Федерации и уставом школы.
В основе реализации основной образовательной программы лежит системно-деятельностный подход, который предполагает:
- воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения российского гражданского общества на основе принципов толерантности, диалога культур и уважения его многонационального, полилингвального, поликультурного и поликонфессионального состава;
- переход к стратегии социального проектирования и конструирования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения социально желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития обучающихся;
- ориентацию на достижение цели и основного результата образования — развитие личности обучающегося на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира;
- признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного и социального развития обучающихся;
- учёт индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения при определении образовательно-воспитательных целей и путей их достижения;
- обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего и профессионального образования;
- разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития каждого обучающегося (в том числе лиц, проявивших выдающиеся способности, и детей с ОВЗ), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм учебного сотрудничества и расширение зоны ближайшего развития.
Основная образовательная программа формируется с учётом особенностей уровня начального общего образования как фундамента всего последующего обучения.
- обеспечивают связь между требованиями ФГОС НОО, образовательной деятельностью и системой оценки результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, уточняя и конкретизируя общее понимание личностных, метапредметных и предметных результатов для каждой учебной программы с учётом ведущих целевых установок их освоения, возрастной специфики обучающихся и требований, предъявляемых системой оценки;
- являются содержательной и критериальной основой для разработки программ учебных предметов, курсов, учебно-методической литературы, а также для системы оценки качества освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования.
В соответствии с системно-деятельностным подходом содержание планируемых результатов описывает и характеризует обобщённые способы действий с учебным материалом, позволяющие обучающимся успешно решать учебные и учебно-практические задачи, в том числе задачи, направленные на отработку теоретических моделей и понятий, и задачи, по возможности, максимально приближенные к реальным жизненным ситуациям.
Система планируемых результатов даёт представление о том, какими именно действиями – познавательными, личностными, регулятивными, коммуникативными, преломлёнными через специфику содержания того или иного предмета – овладеют обучающиеся в ходе образовательной деятельности. В системе планируемых результатов особо выделяется учебный материал, имеющий опорный характер, т. е. служащий основой для последующего обучения.